«Оптимизм - это недостаток информации»
Ф.Раневская
Несмотря на то, что во всех индустриально развитых странах
есть понимание рентабельности и социальной важности бизнеса по переработке
отходов, в РФ он не эффективен и дотируется из бюджетных средств. Особенно
парадоксальна такая правоприменительная практика по отношению к отходам,
образующимся при добыче и переработке углеводородного сырья. В основном к
нефтешламам.
Нефтешламы формируются практически на всём цикле работ
освоения углеводородного сырья: строительстве нефтяных и газовых скважин;
промысловой эксплуатации месторождений; очистке сточных вод, содержащих
нефтепродукты; очистке резервуаров, вагонного парка и другого оборудования.
По своему составу нефтешламы сложные многокомпонентные
системы. Однако всегда в их составе присутствуют углеводороды, минеральная
составляющая и вода. Как правило - это тяжелые нефтяные остатки. Усреднённые
содержания вещества в нефтешламах: 10 - 60% углеводороды; 30 - 80% вода; 1 - 50%
минеральные примеси.
В соответствии с природоохранным законодательством и
технологическими нормами и правилами нефтешламы должны храниться на специально
отведенных площадках или в бункерах. При этом в шламонакопителях происходят
естественные процессы изменения химических и физических свойств нефтешламов.
Накопление атмосферных осадков, развитие микроорганизмов, протекание
окислительных и других процессов. Фактически происходит изменение химически
активных и токсичных отходов до состояния инертной битумной или асфальтитовой
массы. Однако наличие большого количества солей и нефтепродуктов при общем
недостатке кислорода делает процесс детоксикации шламов растянутым если не на
геологическое время, то, как минимум, на несколько поколений жизни людей. При
этом состав нефтяного шлама, хранящегося в шламонакопителях в течение нескольких
лет, значительно отличается от состава свежего. Нефтяной шлам, образующийся в
резервуарах для хранения нефтепродуктов, по составу и свойствам также отличается
от нефтяного шлама очистных сооружений. Соответственно и методы утилизации для
различных видов нефтешламов с различными сроками хранения весьма отличны.
Наиболее технологичны в утилизации шламы с минимальными сроками хранения.
Даже такое «малоотходное», с точки зрения шламонакопления,
предприятие, как РАО «Газпром», по разным оценкам, накопило не менее 20 тысяч
тон нефтесодержащих отходов. Тезис о «малоотходности» предприятий РАО, в части
нефтяных шламов, привёл к тому, что на подавляющем большинстве предприятий не
предусматривалась организация участков обезвреживания образующихся отходов. В
результате ошибочная природоохранная политика привела к накоплению большого
количества отходов производства и потребления на промышленных площадках многих
структур РАО "Газпром". Предприятия РАО вынуждены накапливать и хранить на своей
территории нефтешламы из-за отсутствия необходимых мощностей полигонов
промышленных отходов имеющих технические возможности для их утилизации и
захоронения, и из-за отсутствия действующих мощностей по переработке
нефтесодержащих отходов. При этом значительные средства РАО уходили и уходят на
оплату их хранения. При этом накопление нефтешламов на производственных
территориях приводит к интенсивному загрязнению почвы, воздуха и грунтовых вод.
Практикуемое сжигание нефтесодержащих отходов на
промплощадках является нарушением законодательства по охране атмосферного
воздуха и влечет значительные штрафные выплаты.
Технические возможности для утилизации нефтешламов есть. И
они хорошо известны и «оттиражированны». Исследования по утилизации нефтешламов
в Российской Федерации различными организациями проводятся ежегодно. В них, как
правило, характеризуются основные существующие технологии по утилизации
нефтешламов, применяемые в России и мире. Выполняется анализ услуг компаний,
выполняющих работы по утилизации нефтешламов и т.д. и т.п.
Пример РАО «Газпром» - пример сравнительно благополучной, по
естественным причинам, компании в части обращения с нефтешламами. Значительно
более знаковым является хранения значительных объёмов нефтешламов в первой сотне
метров от берега р. Москвы, непосредственно в столице Российской Федерации, на
Московском НПЗ.
В основных нефтедобывающих регионах Российской Федерации
проблема нефтеразливов приобретает глобальный характер. Так, например, только на
территории Самотлорского нефтяного месторождения, где ведет добычу нефти
компания ТНК-ВР, зафиксировано более 4000 гектаров площадей, покрытых разливами
нефти. Данная ситуация имеет многолетний характер, сокращение площадей нефтяных
загрязнений незначительно. Среди причин сложившегося положения, близкого по
масштабам к экологической катастрофе, не только низкий уровень контроля со
стороны уполномоченных государственных контролирующих организаций и действие
коррупционных схем, но, в первую очередь, сама экологическая политика нефтяных
компаний. Последние в большинстве своем рассматривают нефтедобычу на территории
Российской Федерации исключительно как бесконтрольную процедуру извлечения
ресурсов, не подлежащую ни внутрироссийскому, ни международному экологическому
аудиту. Следствием этого является приобретение нечестных конкурентных
преимуществ, а также развитие системы двойных стандартов, что особенно заметно в
случае с международными компаниями в части стандартов экологического контроля,
реализуемых в России и на месторождениях в других странах.
В государственных интересах Российской Федерации является
организация такой системы экологического контроля, которая бы обеспечивала
прозрачность технологий нефтедобычи в сочетании с соблюдением требований
экологического законодательства, предусматривающего приоритет охраны окружающей
среды в сочетании с презумпцией экологической опасности добывающей деятельности.
На заседании Совета Безопасности 29 января 2008 года Дмитрий
Анатольевич Медведев отметил: «Решать экологические задачи необходимо путем
совместных усилий всех уровней власти и общественных экологических организаций –
они к этому готовы. Следует шире привлекать экологические движения к мониторингу
природоохранной ситуации, к прогнозированию и предупреждению биологических
угроз». В соответствии с этим государственный контроль нефтедобывающей
деятельности должен сочетаться с независимым общественным контролем, а также
контролем со стороны саморегулирующихся организаций (межкорпоративная форма
контроля).
Основные направления государственной политики в области
развития контроля за соблюдением экологических норм при осуществлении
нефтедобывающей деятельности компаниями на территории Российской Федерации:
-
Корректировка законодательной и нормативной базы в
направлении усиления приоритета вопросов охраны окружающей среды, сохранения
экосистем и биоразнообразия на всех этапах осуществлении нефтедобывающей
деятельности: от проектирования до завершения эксплуатации месторождения с
требованием рекультивации территорий до состояния «зеленой лужайки».
-
Разработка единых технических регламентов,
обеспечивающих:
-
контроль учета скважинной жидкости от устья скважины до
места сбора с обеспечением процедуры документального учета потерь на этапе
добычи;
-
организация в местах нефтедобычи единой структуры
коммуникационных коридоров, в которых может осуществляться транспортировка
нефтепродуктов, электроэнергии, хождение транспорта, сетей водообеспечения и
т.д.
-
содержание территорий, прилегающих к местам нефтедобычи,
в границах, превышающих санитарно-защитные зоны, то есть введение так
называемой зоны ответственности.
-
развертывание организационных мероприятий в т.ч. в
формате саморегулирующихся организаций, обеспечивающих прозрачность
корпоративной политики.
-
Поддержка выработки единой политики саморегулирующихся
организаций (СРО) обеспечивающих взаимный контроль, разработку качественно
улучшенных требований и стандартов соблюдения экологических норм, разработку
межкорпартивных стандартов, обеспечивающих репутационные издержки для
компаний, которые уклоняются от участия в подобных СРО или не выполняют
требования и нормативы.
-
Развертывание и стимулирование привлечения общественных
организаций к вневедомственному контролю за соблюдением действующих
нормативно-правовых актов, регламентов и стандартов СРО, как значимой
процедуры обеспечения объективности, исключения коррупции в указанной сфере,
прозрачности действий компаний, публичности осуществления конкретных практик
при нефтедобыче.
-
организация системы контрольных мероприятий
государственными уполномоченными органами: организация контроля,
исключающего реализацию коррупционных схем и обеспечивающая наложение
запретительных и строгих штрафных санкций.
Источник:
http://www.politicalecology.ru
|